Эти стили описаны в моделях ситуационного управления таких авторов, как Р. Блейк и Д. Мутон, Р. Хаус, Ф. Фидлер, П. Херси и К. Бланчард, В. Врум и Ф. Йеттонн. Стили управления в моделях этих авторов названы по-разному, но по сути они весьма схожи. Мы здесь будем придерживаться таких терминов, которые чаще всего приняты в российской управленческой культуре. В скобках приведены другие их названия, которые можно встретить в литературе. Сразу отметим, что ни один из описанных стилей руководства в чистом виде не может считаться "самым лучшим во всех отношениях".

ДИРЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ С1

Наиболее характерное действие — прямой приказ. Подчиненным делегируются только отдельные операции. Руководитель сам принимает решение и планирует его выполнение. Свобода подчиненным предоставляется в минимальной дозе. Руководитель дает четкие, детальные инструкции, конкретно описывая что, где и когда надлежит сделать, и жестко контролирует выполнение своих заданий. Вообще говоря, в чистом виде этот стиль уместен либо с совсем некомпетентным новичком, либо в чрезвычайных ситуациях, когда нет времени на объяснения.

НАСТАВНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ С2

Характерные действия при этом стиле — убеждать, подавать пример, делать вместе. Подчиненным делегируют выполнение только отдельных операций, но — в отличие от командного стиля — им объясняют причины и цель их действий и дают ответы на все их "что" и "почему". Руководитель выполняет роль наставника: он устанавливает цели, поддерживает и одобряет работников.

Подобно тренеру в спорте, он проходит ряд этапов:

1. Руководитель демонстрирует и объясняет.

2. Подчиненные выполняют, а руководитель дает им обратную связь.

3. Подчиненные выполняют и объясняют свои действия.

Этот стиль управления направлен на выращивание себе замены (что подходит не всем руководителям).